Неоднократно мною говорились загадочные слова: «Всё на свете — вопрос веры».
Сейчас я могу объяснить, что имелось в виду.
Всё, что нас окружает, по сути своей, объективная реальность. Но человек, по умолчанию, живёт в реальности субъективной. Вынося своё мнение, пропуская через себя то или иное — можно гарантированно сказать, что все мы живём каждый в своём мире, со своими законами, событиями и всем, что полагается быть в полноценном мире.
Есть информация, которую мы не знаем, и потому, у нас нет о ней мнения никакого. Но то, что мы знаем, мы пытаемся осознать. Знать и осознавать — разные вещи. Мы знаем, что мы дышим, но процесс осознанного дыхания, есть форма медитации, что под силу уже не каждому, как понимаете. Попытка осознать какую-либо информацию относительно мироустройства или событий, это попытка вписать эту информацию или события в свой мир. В систему ценностей, существующую внутри нашего сознания.
И вот тут как раз и возникает этот прекрасный момент веры.
К религии оно имеет весьма опосредованное отношение.
Точнее не так. Это религия имеет отношение к сути «всё на свете — вопрос веры». Вера существует вне этого. Человек без веры во что-либо, кого-либо жить не может. Так или иначе, но вера имеет место быть в жизни каждого человека. Просто мы привыкли относиться к ней как к религии, тогда как это на самом деле совершенно иной природы материя. Можно истово верить в научный прогресс, как было в СССР. Верили, жили этой идеей. И свершали великие дела во имя её. Можно верить в светлое будущее, и так же работать на его достижение.
По сути своей, разницы-то немного.
Само по себе явление веры неотделимо от человека.
Вопрос только в том, во что мы верим. В Кецалькоатля или в Христа? Или, почитая себя «рациональным» человеком, мы верим в какого-то человека? Или только в себя? Или в глупость, которую СМИ транслируют? Или, хуже того, верите политикам или в политиков?
Да, кстати, говоря! Вы просто верите тому, что вам про вас говорят! И ладно бы. Вот говорят нам родители, что было так-то и так-то. Мы верим. Говорят нам преподаватели, что земля круглая — опять верим. Вне зависимости от того, что земля на самом деле ни разу не круглая. Начать хотя бы с того, что «круг» — это фигура двухмерная. В общем и целом, какую-то информацию мы всё равно принимаем на веру. Основываясь на тех или иных «доказательствах», которые считаем допустимыми и достоверными для себя.
Кто-то верит только в то, что может потрогать. Я таких людей спрашиваю, могут ли они руками или иной частью своего организма потрогать свой мозг? Почувствовать его как руку или ногу? Нет, вряд ли. И как тогда верить в то, что он у тебя есть? Вроде, по законам анатомии должен быть, но известны случаи, когда человек жил себе жил, умер, его вскрыли, а мозга-то и нет. А он, тем не менее, истово верил в его наличие. Я вот не знаю, есть ли у меня мозг. Вдруг нету?
Мне сказали, что я родилась в такой-то день — я верю. Мне сказали, что я в младенчестве была совсем другой — я верю. Мама говорит, что бабайки под кроватью нет — я верю. Ну и так далее. Потом система авторитетов меняется. Мы верим или не верим в другие вещи. Но всё на свете — вопрос веры.
Веришь ты в бога (и какого именно) или веришь в науку? Веришь же. Математике или там просто словам человека, которому веришь? И я бы даже сказала не «которому веришь», а «в которого веришь».
И в чём разница тогда? Веришь ты епископу или простому человеку рядом? А ведь человек рядом временами говорит больше правды о жизни и мироустройстве, чем политизированные жрецы. Так смешно бывает видеть, как кто-то отмахивается от важных и правдивых слов только на основании того, что у тебя, де, авторитета мало». Но поскольку ошибаются все, то понятно, что самый авторитетистый авторитет уже не авторитет. Тоже ведь может ошибиться. А ко всему ещё и соврать ради красного словца или согласно своим интересам. Или чужим интересам.
Я ни в коем случае не призываю переставать верить. Человек без веры существовать не может.
Я призываю верить осознанно. Понимать, что ты веришь, в кого и во что ты веришь. И понимать, что другие люди верят в другие вещи. И имеют на это полное право. Ты веришь в то, что лежит внутри твоего мировоззрения. Но у меня мировоззрение иное. Основанное на том, что я видела, осознала и узнала. И там, внутри меня, иная вера.
Спорить о том, у кого какая вера, и какая из них правильная, это — просто бесполезно. Это как спорить о правильной философии и неправильной: сугубо субъективные точки зрения. У каждого своя, для каждого замотивирована и является фундаментом личности.
Нельзя спорить о таких вещах: они по умолчанию правильные и неправильные одновременно. Правильные потому, что основаны на том, что человек пережил и осознал, а неправильные потому, что являются абсолютно субъективными для каждой конкретной личности. Можно разделять, можно не разделять. Но любой конфликт, который мы развязываем по этому поводу — всё равно что конфликт религиозный. Только это не государственная «религия», а твоя собственная. Но суть конфликта от этого не меняется. «Спорить о том, чья религия правильнее — всё равно, что спорить о том, чей воображаемый друг лучше».
Не надо об этом спорить.
Надо относиться к этому с уважением. И пониманием. К чужой вере всегда нужно так относиться. Понимать, почему человеку это важно, что для него это значит, и почему сложилось именно так. Когда начнёте понимать, тогда будете уважать.
А свою веру надо просто изучать. Осознавать, что веришь ты тому-то и тому-то потому-то потому-то. Осознавать, что ты веришь и понимать, почему так. Выбирать, во что верить, а во что нет. 100% страха — это вера или её отсутствие. Но «отсутствие» — это тоже очень условно. Отсутствие веры это всего лишь вера в то, что верить не во что. Вот не нашёл ты во что верить, и веришь в то, что не во что верить. Усиленно и от души веришь. Отсюда и страхи. Верить-то не во что. Закрепиться негде. Страх возникает там, где нет уверенности. Уверенность раскладывается на простое «у» и «вера». У веры, рядом с верой есть уверенность. А там, где она есть, страху места нет.
Нельзя навредить тому, кто верит.
Веришь ты, что любимый тебе верен? Что бы ни говорили — тебя это не тронет. Ты знаешь, что он тебе верен, потому что веришь ему и в него.
Если ты чего-то боишься, то где-то имеется кризис веры. Искоренив его, ты искоренишь сам страх. И это только одно последствие осознанной веры. Осознанность явления даёт много бонусов, не только отсутствие страха.
И всё, что нас окружает — вопрос веры. В то или иное, так или иначе. Мишура мишурой, но суть вещей такова. Как бы ты ни называл свою веру, она всё-таки вера. В явление, мир, человека, ситуацию, бога, идею. И начать следует с того, что ты осознаешь: мой мир — это вопрос веры. Субъективная точка зрения, основанная на опыте и осознанности прожитого, пройденного. Следует осознавать, почему важно то или иное и в равной степени осознавать, что никто не обязан разделять чью-либо веру. Разделяет — хорошо. Нет — его право. Повода для обид здесь нет. Он. Не. Обязан.
Но для начала нужно осознать свою веру. И понять, что всё вокруг — вопрос веры. Всё на свете — вопрос веры. Её надо осознавать.

@темы: Психология взаимоотношений, Самопознание